Я редко пишу отчеты по играм (еще реже я пишу только квенты к ним), но совершенно неожиданная игрушка по ЧК затронула вообще неигровые вопросы.
Реально спасибо так сложившимся событиям и вводной из пары слов "убить сестру, ушедшую на Север", чтобы перекинуться в мир Архаики, которого было так мало на игре.
Изначально у меня не было никакого решения по этой вводной - убивать или не убивать, 50 на 50, и решение всецело было отдано второму игроку. Как поведет себя сестра, что скажет - с покойного ведь не спросишь...
Я очень редко продумываю персонажей, поэтому почти не пишу вводные - эти квенты имеют свойство загонять в рамки. Пара строк из биографии и все, будь что будет. Потому что если напишешь в марте "Это будет солнечный романтик, не особо умеющий думать" - вообще нет гарантии, что живой персонаж в июне будет именно тем, что ты там запланировал. И придется либо актерствовать, выжимая из себя то, что влезет в "сетку", либо встречать недоуменные взгляды тех, кто прочел твою квенту, или обмануть их ожидания...
Поэтому мне проще сделать бэк "семья такая-то, учился, воевал, еще что-то там", а дальше персонаж оживает, и ты ловишь игру, порой охреневая от своего поведения, мыслей и чувств.
Мальчик из Нуменора, por ejemplo, врал так как я не умею (не в плане техники, мне просто противно), а интуиция вообще была звериная.
Кто-то готов был умереть ради других и своих светлых идеалов, кто-то - убить любой ценой - для меня ролевая игра или такая перекидка это шанс словить чужую психологию (или рассмотреть грани своей).

В общем, это единственная причина, почему я играю в РИ. А на сей раз меня затянуло в Архаику. Еще просматривая чужие квенты, у меня возникло впечатление что играем по "Волкодаву" - разные племена, разные обычаи, и все они стянуты на одну заставу. Вороны, совы, иртха, которые казались какими-то закинутыми в сибирские леса монголами. Север в этом варианте представал плавильным котлом разных народов, который на выходе давал культурных, более...двадцативечных, что ли, людей., которые признают равноправие женщин, поголовно грамотны, владеют хорошей медициной и знают, как заботиться о своем здоровье. Т.е. все то, к чему мы, люди XXI века, пришли за несколько тысяч лет и даже не на всей планете.


А я начинаю просто раскручивать историю человека, который прошел длинный путь за головой старшей сестры и...погружаюсь в такую безумную архаику, которую от этих цивилизованных отделяют столетия культурного развития.

Каким может быть племя, которое посылает семнадцатилетнего мальчишку отрезать женщине голову? Чтящим жестокие традиции, безусловно. Патриархальным, однозначно. Умеющим мстить. Приговорили к смерти именно сестру - женщину. За что можно приговорить сбежавшую женщину? Почему она сбежала? Почему женщина не могла свободно уйти из племени? Почему единственно возможное наказание женщине за уход из племени - смерть? Почему именно кровные родичи должны ее покарать?


Меня, на самом деле, потрясла именно едва ли не первая фраза Илэннэ :
- Мне двадцать шесть лет. Какие женщины в двадцать шесть лет в нашем племени?
-Старухи.
-Наша мать умерла в двадцать четыре. Я не хотела_так_умирать.

Наверно, начни она мне рассказывать про патетику Севера, про всю эту культуру - Айрангар ее бы вообще не понял. Он даже не знал слово "культура". Это на самом деле довольно странно, но если реально прочувствовать персонажа с другим менталитетом, то в чем-то тупеешь. Серьезно - мне не удалось понять _смысла_почти ни одной из песен на свадьбе.
Есть обычай, есть закон, есть табу, есть воля старейшин... Нет культуры. Слова "мир мой в ладонях твоих" для дикаря с гор это шаманское заклинание или бессмыслица.

Мир мой это убитый враг, добрый скот, беременная жена, горящий очаг, еда в котелке. И смерть, она всегда рядом. Умирает скот, родичи, дети, враги, все умирают. Нет никакой табуированности или сакральности смерти. Многое в таком порядке вещей настолько проще, но проще здесь не значит лучше.


И вот человек, который всю свою жизнь живет на грани выживания - можно в любой момент не понравится старейшине, заболеть, быть проклятым шаманом, убитым врагом или на охоте - попадает в мир знаний...столетий вперед. Где "неженщина" - т.е. та, кто не хочет рожать от кого прикажут, может жить и быть молодой, хотя находится на пороге старости. Где мужчина - дряхлый старик по меркам рода - может скакать верхом и разить врагов, вместо того чтобы давно отойти к духам. Вот это его поразило.
Не абстракция о более совершенном мире, любви к Учителю или чего-то такого - а конкретика.

Уже после игры до меня дошло, что в Архаике нет любви. Есть похоть - желание совокупиться с красивой женщиной, и что бы она грела твою постель и готовила еду, и есть закон рода, в котором старейшины укажут, какую женщину ты можешь взять.
Узнавать ее характер, какая она, что это за человек, о чем она мечтает - а зачем?

На это меня натолкнула свадьба. Для Айрангара женились двое безродцев - ни за одним из них не стоял клан, ни отец, ни мать, ни старшие братья и сестры, ни старейшины рода не пришли на свадьбу. За невестой не давали никакой выкуп, что было совсем уж последним делом, у жениха не было своего дома...Но их явно тянуло друг к другу, и было в их нежности что-то, что Айрангар не мог для себя понять.

На самом деле мне как игроку XXI века было понятно, что это любовь, но для уровня дикаря, спустившегося с гор, где женятся только по воле рода или уж насилуют из похоти, а потом сбегают, это было абсолютно ненормально. Где-то в процессе свадьбы его очень надирало отдать невесте свой пояс - ну потому что она теперь из одного племени "Великого Духа Неба", что и моя сестра, но потом он решил, что пока у него больше ничего нет, а сестру могут захотеть взять в жены, и лучше он отдаст пояс ей. Невеста, за которой не дают ни баранов, ни коз, ни даже жалкой курицы или пары шкур, это совсем плохо, это бросает тень на весь ее род и на крепость тоже.

Сестре, которая теперь носит красивое имя Илэннэ, он бы подарил пояс, амулет и явно бы к празднику угнал где-нибудь скот. Ну потому что иначе нельзя :)

Так вот жуткое в этой доброй, в общем, истории было то, что это история, увы, про реальность. Когда мы утром говорили с "сестрой", мне вспомнилась книга о Бача Пош - подпольных девочках Кабула. Девочках, которых до полового созревания выдают за мальчиков, чтобы привлечь удачу в семью, дабы родился сын, или чтобы они защищали сына как его "старшие братья". И не на игре по ЧК, не в пятнадцатом веке и не Альфа Центавре, а в стране, до которой шесть часов лету из Домодедово, и это происходит в наши дни.
Что до сих пор в нашем мире есть такие места, где посылают братьев за головой сестер. По сути, история Айрангара и Илэннэ это рассказ о том, как какой-нибудь афганский или сомалийский клан отрядил брата убить сестру, которая уехала в благополучные страны. Сбежала в Америку, например. Вырвалась с помощью Фонда помощи женщинам. И вот этот дикарь приходит в цивилизацию...А дальше что победит в голове - фанатизм или желание жить лучше, не возвращаться в переполненную хибару с овцами и вечной войной с соседями за клочок выжженной земли.
Есть хорошие книги на эту тему - "Суад. Сожженная заживо" (Палестина 1960-х), "Подпольные девочки Кабула" (наши дни), "Цветок пустыни" (сорок лет назад - наши дни, Сомали).

Разбирая, за чем на самом деле Айрангар пошел за головой, кроме того, что это нужно для инициации в воина, понимаешь, что не все так просто. Старшая сестра к этому времени должна быть старухой. Не много чести в том, чтобы отрубить голову старухе. Но раз она жива, значит, у нее есть муж и есть дети (иначе женщина в его картине мира просто не может выжить). А значит, надо убить ее мужа и сыновей - а ни один мужчина не даст убить свою жену и своего сына, и вот тогда будет нормальный бой.


В этой истории все окончилось хорошо, и тут реально спасибо соигроку, потому что могло кончится и не очень. Ты сумела найти очень правильные, очень искренние слова. Спасибо за игру!